Галерея принимает участие в выставке Музея-квартиры Алексея Толстого.
«Комедия ошибок, или Два сказочника»
Странные сближения Уильям Шекспир, Алексей Толстой.
Так же, как театр начинается с вешалки, так и современная драматургия начинается с Шекспира. Конечно же, мы не имеем в виду античную древность — (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и проч.), на которых, безусловно, ориентировались Шекспир и иже с ним.
В 2024 году весь мир отмечает 460 лет со дня рождения великого драматурга. Перечитывая знаменитую комедию Шекспира «Двенадцатая ночь», нельзя не заметить схожести шекспировсих героев с образами известной пьесы Алексея Николаевича Толстого «Касатка».
В свое время эта пьеса с огромным успехом шла во многих театрах России. Ряд театров и сейчас считает ее весьма привлекательной для постановок. Сегодня «Касатку» дают в нескольких петербургских, самарских, ульяновских театрах, в театре-комедии Нижнего Новгорода, театре Оперетты, Москвы и др.
Когда-то из многих написанным им пьес, Алексей Николаевич отмечал именно «Касатку». Особенно ему нравился один из героев этой пьесы — Желтухин, подозрительно похожий на образ дядюшки Тоби из «Двенадцатой ночи» — такой же гедонист, транжира, женолюб, прожигатель жизни как и Желтухин.
В «Двенадцатой ночи», как и в «Касатке» все герои первоначально не те, кем кажутся. И у Шекспира и у Толстого в финале пьесы происходит срывание масок или, если угодно, «разоблачение» героев.
Еще долго можно было бы говорить о параллелях и сходстве двух этих, и не только этих пьес Шекспира и Толстого.
Хотелось бы особо отметить важную роль Шекспира в дружбе Соломона Михоэлса и Алексея Толстого. Казалось бы, что могло объединять двух таких разных людей — талмудиста, всего «обвешанного чужими судьбами», великого артиста, основателя ГОСЕТа (Еврейского театра) Соломона Михоэлса и гедониста Алексея Толстого. Оказывается не «что», а «кто». Шекспир!
Именно выдающееся исполнение Михоэлсом роли Короля Лира из одноименной пьесы Шекспира так восхитившее и заставившее Толстого броситься за кулисы, приветствовать артиста, положило начало их дружбе.
Выставка будет условно делиться на четыре взаимно дополняющие части. Первая – театральный раздел состоящий из иллюстраций к пьесам Шекспира и Толстого, эскизов театральных костюмов, собственно костюмов из шекспировских и толстовских спектаклей, предоставленных Учебным театром школы-студии МХАТ, перегородчатых эмалей, авторских кукол и театральных арт- объектов.
Второй раздел – интерактивная инсталляция художника Михаила Рошняка “Рубище”.
Третий раздел будет состоять из картин современных художников: их современному виденью и восприятию произведений У. Шекспира и А. Толстого.
И, наконец, четвертый раздел будет посвящен истории взаимоотношений “лучшего короля Лира” Соломона Михоэлса и Алексея Толстого.
На экспозиции будут представлены материалы из собрания Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и частых коллекций. Партнеры выставки: Творческий Союз художников России, галерея Светланы Сажиной, Магаданский краеведческий музей, Учебный театр школы-студии МХАТ. При участии художников Л. Анненковой, С. Якунина, С. Румянцевой, А. Худяковой, Е. Кокоревой, А. Высотской, М. Сорокина, М. Рошняка, Д. Меньшикова и др.
Кураторская группа: Инна Андреева, Анастасия Кострикина