Персональная выставка художника Ольга Оснач «ТИХАЯ ЖИЗНЬ» с 14 мая по 4 июня 2015 года.

Начиная с XVII века в северной Европе натюрморт занимал важное место. Вокруг него организовывалось пространство дома, его “разгадывали”, с ним “играли”. Натюрморт принимал самое активное участие в самой гуще изысканной бытовой культуры барокко, рококо, да и классицизма. И лишь с уходом “галантного века” роль натюрморта в быту становится все более орнаментальной и декоративной.

По отношению  к живописи многочисленные книги эмблем играли своего рода роль словаря, откуда обильно черпались символы. Так, вслед за эмблематическим искусством, возникает искусство изображения простых, обыденных вещей, наделенных иным, возвышенным смыслом. Возникает искусство символического натюрморта. Самый крайний реализм здесь естественно сочетается с самым крайним иносказанием. И чем реалистичнее изображены предметы, тем интереснее для зрителя их смысловая загадка. Теперь уже  обычные предметы, изъятые из реального окружающего пространства, составляют свой собственный, аллегорический мир. И в мире этом нет случайных предметов. Но поскольку в самом предмете, в его форме, особенностях содержится его смысл, то и передавать предмет на полотне нужно с большой тщательностью. Предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен в совершенстве владеть этим языком. При этом даже точное изображение предмета вовсе не читалось однозначно. Наоборот, вещи, намеренно выключаясь из привычного окружения, являли совсем иной, а часто и противоположный смысл. Так, например, натюрморты с драгоценной утварью и изысканными яствами, которые современники относили к типу “роскошных”, чаще прочитывались ими как призыв к отказу от излишеств. Эта сложность натюрморта как жанра, богатая внутренняя смысловая наполненность, пристальное внимание к деталям опровергают его значение как “мертвой природы”. Скорее сюда подходит Нидерландское его название — “stilleven” (“тихая, недвижная жизнь”). Замереть, сосредоточенно вглядываясь и разгадывая.

Символическое видение обыденных предметов, вовсе не случайно собранных вместе, заставляет говорить о высокой культуре осмысления жизни в Нидерландах, раздираемых религиозными и мировоззренческими спорами.

И в наше время, непростое и наполненное противоречиями, мне было особенно важно такое содержание искусства. Вступая в диалог с художниками XVII века, я пытаюсь говорить о современности привычным для искусства языком  иносказания. Современное искусство, называя себя концептуальным, присваивает себе исключительное право на скрытые философские смыслы в современных произведениях искусства, отказывая в этом старому классическому искусству. Но тот, кто хорошо знает историю искусства, видит глубину и умение старых мастеров в обращении с аллегориями.

Для меня это и послужило основой интереса к голландскому натюрморту, эта форма иносказательности, которая так актуальна в современном искусстве. Для меня, как для художника,  натюрморт всегда был жанровой сценой, театром предметов, через который я говорю о человеке  по ту сторону картины. Портрет без героя. Выстраивая натюрморт, я концентрируюсь на предметах, на их точном выборе. Как правило, я работаю с натуры. Изучение предметов позволяет мне  глубже проникнуть в их суть. Ведь мир вещей — это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком.

Занимаясь натюрмортом много лет, конечно же я не могу не восхищаться основой основ всего жанра – нидерландским натюрмортом. Я попыталась выразить свои впечатления и размышления в цикле работ « Голландский натюрморт. Попытка». И поняла, что для меня важно рассмотреть все детали, базовые составляющие этого символического словаря предметов как под увеличительным стеклом,  вытаскивая их из цельной композиции и создавая множественные варианты, в попытках найти идеальное решение для каждого своего «героя».

Так началась работа «Большой голландский натюрморт», которая продолжается уже несколько лет. Я отбираю предметы-символы, ставшие важными для моего понимания картины-аллегории, картины-послания, каким являлся натюрморт для голландцев, пытаюсь нащупать связь этих символов с нашим временем, отразить строй мыслей и чувств, отношение к жизни.

Автор текста: художник Ольга Оснач