Кручан Александр

Кручан Александр Картины художника Александра Кручана полны особой философией, потаенным, глубинным смыслом. Это редкие в наши дни попытки духовного поиска, непреложность древних истин, скромное торжество тысячелетнего уклада жизни, уходящего корнями в библейские истоки, умиротворенность и спокойствие лиц, почти иконописных, хотя и не отличающихся божественной красотой…

Александр Максимович Кручан родился в Уссурийске, где его отец работал на строительстве Сихоте-Алиньской дороги. А потом ­– переезд на Кубань, в город Ейск, расположенный на косе и уходящий двумя окраинами в Азовское море.

«Меня не очень привлекает сама природа как предмет изображения, – говорит Александр. – Другое дело – городской пейзаж, который не часто занимает умы живописцев. В основном он используется как фон и не находит развития в творчестве. А мне он как раз близок как самостоятельное содержание картины, но в нем непременно должна быть заключена какая-то человеческая история».

В каждой картине Кручана есть, по выражению Блока, свое «несказанное». Движутся плотной белой шеренгой бородатые слепцы с посохами, и кажется, что они выходят прямо из пены морской («Бесконечная история»). Может быть, это постаревшие пушкинские витязи морские – но куда они держат путь? И никуда не деться от пронзительного и мудрого взгляда трех старцев («Волхвы»), первыми пришедших поклониться Христу.

«Помню, в детстве меня поразила картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», – рассказывает Александр. – Я еще тогда не знал сюжета, но меня будоражило волшебное ощущение тайны, заключенной в нерассказанной легенде. И я постепенно понял, что художнику не обязательно рассказывать всю историю до конца. Она должна оставаться «за кадром», и даже одна ее маленькая глава способна волновать и пробуждать воображение человека».